Две компании попросили у мэрии в аренду один и тот же участок. Претендент, получивший отказ, обжаловал это решение в суде, который четырежды предписывал пересмотреть его заявку и показывал мэрии на необходимость провести торги. После очередного отказа правительства компания опять отправилась в суд, но на этот раз ее иск отклонили ссылаясь на изменения в законодательстве. Апелляция и кассация разошлись в оценке ситуации, в итоге дело дошло до Верховного суда.
Компания "Крассер" решила выстроить автосервис на муниципальной земле. Мэрия Новосибирска своим распоряжением согласовала предложенную компанией схему размещения участка на кадастровом замысле территории, и утвердила место под строительство. Позднее другая организация – "Левша и К" – подала заявку о выборе участка, расположенного по тому же адресу, по процедуре предварительного согласования места для своих построек (также автосервиса и парковки). Но мэрия по заявлению "Крассера" (которое поступило уже после заявки компании "Левша и К") разрешила ему снять в аренду участок и вынесла распоряжение об отказе другому претендету.
Компания "Левша и К" оспорила решение правительства в Арбитражном суде Новосибирской области, который обьявил нелегетимными оба распоряжения мэрии (дела № А45-23001/2012 и № А45-7216/2013). Арбитраж обязал ее повторно рассмотреть заявку истца. Мэрия выполнила это требование, но снова отказала компании "Левша и К" в возведении построек на участке. Компания снова пожаловалась в суд, который признал незаконными разрешение "Крассеру" снять в аренду землю и повторный отказ второму претенденту (дела № А45-11441/2014 и № А45-2003/2014). Арбитраж руководствовался тем, что при наличии двух заявок на аренду одного участка муниципальные власти должны были выставить такое право на торги. Но своими распоряжениями мэрия нарушила права одного из соперников, заключил суд. Власти еще раз рассмотрели заявку компании "Левша и К", и снова не в ее пользу. Мэрия сослалась на недочеты в схеме размещения участка, например, на то, что он нарушал границы запланированной жилой застройки.
Компания действовала по отработанной схеме – снова отправилась в суд (дело № А45-503/2016), но на этот раз АС Новосибирской области, а после этого и 7-й ААС отказались признать распоряжение мэрии недействительным. Они указали, что с марта 2015 года потеряли силу статьи 30 и 31 Земельного кодекса (ЗК), которые предусматривали передачу муниципальных участков под строительство по процедуре предварительного согласования места размещения объекта. До 1 марта 2018 года такие участки возможно снять в аренду на основании заявления (без торгов), в случае если имеется решение о предварительном согласовании места размещения объекта, принятое до 1 марта 2015-го. Потому, что до этой даты такое решение в пользу компании "Левша и К" не выносилось, у мэрии на момент выполнения последнего решения суда (от 16 марта 2015 года) не было оснований передавать участок заявителю, решили первая инстанция и апелляция. Но суд округа не согласился с их выводами: он указал, что мэрия с 2012 года мешала заявителю реализовать право на аренду участка правильно, предусмотренным ЗК в редакции до 1 марта 2015 года. Кассация обязала мэрию оформить компании "Левша и К" акт о выборе участка и предварительно согласовать ей место размещения объектов.
Мэрия оспорила решение кассации в ВС. Она сослалась на правовую позицию Президиума ВАС, изложенную в распоряжении от 14 сентября 2010 года № 4224/2010. Согласно ей, устранение нарушения интересов заявителя, даже если оно имело место, не должно приводить к предоставлению ему не предусмотренных законом преимуществ и ущемлению интересов других лиц (в этом случае компании "Крассер"). Помимо этого, передача участка компании "Левша и К" правильно 31-й статьи ЗК (в редакции, действовавшей до марта 2015 года) будет противоречить требованиям нынешнего законодательства, выделил заявитель. На совещании экономколлегии, которое прошло 3 августа, представитель компании "Левша и К" подчернул, что компании "Крассер" на сегодняшний день уже не существует – запись о ее ликвидации внесли в ЕГРЮЛ 28 марта 2017 года. А интерес несуществующего лица не может охраняться, выделил юрист. "По какой причине вы считаете, что мэрия подобающа дать вам участок по процедуре, которая уже не существует (на основании предварительного согласования)?" – поинтересовалась председательствующая судья Ирина Грачева. Представитель затруднился назвать закон, который разрешал бы применить сейчас редакцию ЗК, действовавшую до марта 2015 года. "Тройка" ВС, посовещавшись, удовлетворила жалобу мэрии: наложить вето на исполнение постановления кассации и оставила в силе акты первой и апелляционной инстанции.
Компания "Крассер" решила выстроить автосервис на муниципальной земле. Мэрия Новосибирска своим распоряжением согласовала предложенную компанией схему размещения участка на кадастровом замысле территории, и утвердила место под строительство. Позднее другая организация – "Левша и К" – подала заявку о выборе участка, расположенного по тому же адресу, по процедуре предварительного согласования места для своих построек (также автосервиса и парковки). Но мэрия по заявлению "Крассера" (которое поступило уже после заявки компании "Левша и К") разрешила ему снять в аренду участок и вынесла распоряжение об отказе другому претендету.
Компания "Левша и К" оспорила решение правительства в Арбитражном суде Новосибирской области, который обьявил нелегетимными оба распоряжения мэрии (дела № А45-23001/2012 и № А45-7216/2013). Арбитраж обязал ее повторно рассмотреть заявку истца. Мэрия выполнила это требование, но снова отказала компании "Левша и К" в возведении построек на участке. Компания снова пожаловалась в суд, который признал незаконными разрешение "Крассеру" снять в аренду землю и повторный отказ второму претенденту (дела № А45-11441/2014 и № А45-2003/2014). Арбитраж руководствовался тем, что при наличии двух заявок на аренду одного участка муниципальные власти должны были выставить такое право на торги. Но своими распоряжениями мэрия нарушила права одного из соперников, заключил суд. Власти еще раз рассмотрели заявку компании "Левша и К", и снова не в ее пользу. Мэрия сослалась на недочеты в схеме размещения участка, например, на то, что он нарушал границы запланированной жилой застройки.
Компания действовала по отработанной схеме – снова отправилась в суд (дело № А45-503/2016), но на этот раз АС Новосибирской области, а после этого и 7-й ААС отказались признать распоряжение мэрии недействительным. Они указали, что с марта 2015 года потеряли силу статьи 30 и 31 Земельного кодекса (ЗК), которые предусматривали передачу муниципальных участков под строительство по процедуре предварительного согласования места размещения объекта. До 1 марта 2018 года такие участки возможно снять в аренду на основании заявления (без торгов), в случае если имеется решение о предварительном согласовании места размещения объекта, принятое до 1 марта 2015-го. Потому, что до этой даты такое решение в пользу компании "Левша и К" не выносилось, у мэрии на момент выполнения последнего решения суда (от 16 марта 2015 года) не было оснований передавать участок заявителю, решили первая инстанция и апелляция. Но суд округа не согласился с их выводами: он указал, что мэрия с 2012 года мешала заявителю реализовать право на аренду участка правильно, предусмотренным ЗК в редакции до 1 марта 2015 года. Кассация обязала мэрию оформить компании "Левша и К" акт о выборе участка и предварительно согласовать ей место размещения объектов.
Мэрия оспорила решение кассации в ВС. Она сослалась на правовую позицию Президиума ВАС, изложенную в распоряжении от 14 сентября 2010 года № 4224/2010. Согласно ей, устранение нарушения интересов заявителя, даже если оно имело место, не должно приводить к предоставлению ему не предусмотренных законом преимуществ и ущемлению интересов других лиц (в этом случае компании "Крассер"). Помимо этого, передача участка компании "Левша и К" правильно 31-й статьи ЗК (в редакции, действовавшей до марта 2015 года) будет противоречить требованиям нынешнего законодательства, выделил заявитель. На совещании экономколлегии, которое прошло 3 августа, представитель компании "Левша и К" подчернул, что компании "Крассер" на сегодняшний день уже не существует – запись о ее ликвидации внесли в ЕГРЮЛ 28 марта 2017 года. А интерес несуществующего лица не может охраняться, выделил юрист. "По какой причине вы считаете, что мэрия подобающа дать вам участок по процедуре, которая уже не существует (на основании предварительного согласования)?" – поинтересовалась председательствующая судья Ирина Грачева. Представитель затруднился назвать закон, который разрешал бы применить сейчас редакцию ЗК, действовавшую до марта 2015 года. "Тройка" ВС, посовещавшись, удовлетворила жалобу мэрии: наложить вето на исполнение постановления кассации и оставила в силе акты первой и апелляционной инстанции.
No comments:
Post a Comment