Вся документация, образующаяся в ходе деятельности организаций, для удобства ее применения распределяется по определенным показателям в отдельные категории. Классификация бухгалтерских документов существует с этой же целью. К примеру, когда бухгалтер говорит, что у него отсутствуют внешние закрывающие бухгалтерские документы, он имеет в виду группу конкретных документов. Подробнее в статье.
Классификация документов в бухгалтерском учете — это структурирование всех входящих, исходящих и внутриорганизационных форм по определенным показателям. Кое-какие виды бухгалтерских документов, сгруппированные по таким показателям, представлены в таблице:
Показатель |
Вид |
Черта |
Примеры |
По назначению |
Распорядительные |
Содержат распоряжение на осуществление какого-либо факта хозяйственной деятельности, не являются подтверждением совершения такого факта, не являются основанием для отражения такого факта в учете |
Доверенность, чек на получение денег с р\счета, др. |
Оправдательные документы в бухгалтерском учете |
Подтверждают совершение хозяйственной операции, составляются лицом с полномочиями в момент ее совершения |
Акты, товарные накладные, ПКО, др. |
|
Комбинированные |
Сочетание показателей распорядительного и оправдательного в одном, что разрешает сократить документооборот |
РКО, лимитно-заборная карта, др. |
|
По месту составления |
Внутренние |
Оформляются для отражения фактов хозяйственной деятельности в организации |
Кассовые ордера, платежные ведомости, др. |
Внешние |
Для направления в другие организации либо поступающие из других организаций |
Акты, счета-фактуры, товарные накладные, др. |
|
По степени обобщения информации |
Первичные — это документы первого уровня в бухгалтерском учете |
Составляются в момент осуществления хозяйственной операции либо сразу по ее окончании |
Акты, накладные |
Сводные |
Объединяют в себе данные по фактам хозяйственной деятельности, оформленным первичкой |
Кассовый и задаточный отчеты, др. |
|
По количеству операций |
Разовые |
Содержат данные об одной либо нескольких операциях, совершаемых в одно время |
ТТН, ПКО |
Накопительные |
Отражают данные о нескольких операциях, время совершения которых не сходится |
Лимитно-заборная карта |
|
По методу заполнения |
Вручную |
Составленные от руки |
Доверенность, акт |
Автоматизированно |
Посредством программ |
Доверенность, акт |
|
Закрывающие |
Совокупность официальных бумаг, подтверждающих сторонами факт совершения операции и обязательность ее отражения в учете |
Акт, накладная, ТТН, др. первичный, счет-фактура (при наличии) |
Следует учитывать, что данная в таблице группировка по определенным показателям может иметь уровни подклассификациии. К примеру, все, что объединено по показателю "По назначению", потом распределяется на:
- материальные: для отражения движения ТМЦ;
- расчетные: для оформления расчетов с агентами;
- финансовые: документируют факты хозяйственной деятельности с наличными и безналичными расчетами.
Приведенный пример классификации знаком многим бухгалтерам и не является законодательно установленным. Также бухгалтерская служба каждого предприятия для упрощения свой работы может разрабатывать свою классификацию с нужным числом подклассов.
No comments:
Post a Comment